вторник, 23 мая 2017 г.

По "Библиотечному лабиринту", или Как мы квест проводили

К Общероссийскому дню библиотек


Свой профессиональный праздник – Общероссийский день библиотек (27 мая) – библиотекари всегда стремятся отметить весело и интересно. Мало того, они стараются сделать всё, чтобы так же весело и интересно было и их читателям. Одним из самых эффективных и эффектных способов получить такой результат всё чаще становятся библиотечные квесты.
Сегодня расскажу, как сотрудники отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки СГУ, в преддверии праздника квест проводили. Почти дебютный.


Почему почти? Потому что в прошлом году Софья Михайловна Дубовицкая – библиотекарь абонемента музыкально-педагогической литературы – стала в нашем отделе настоящим первопроходцем, отважно отправившимся в неизведанный океан под названием «Проведение квестов». Она впервые организовала у нас это необычное мероприятие. У нее были хорошие помощники, но начинать большое дело все-таки всегда непросто. Результат: все (тогда немногочисленные) участники остались очень довольны.
(Как это было, можно узнать из короткой заметки на сайте СГУ.)

В этом году замысел стал еще более масштабным и амбициозным. В материализации чувственных идей его воплощении приняли участие библиотекари разных подразделений отдела, да и участников было больше (20).
Но всё по порядку. За несколько недель до «часа Х» перед пятью секторами была поставлена задача: напрячь фантазию и любым способом зашифровать одно из пяти слов, составляющих ключевую фразу-пословицу, которая звучала так: «Золото добывают из земли, а знания – из книги». Слова «золото», «добывать/добыча», «земля», «знания», «книга» мы распределили, и творческая мысль заработала. 
Скажу откровенно, до самого окончания игры никто из сотрудников отдельно взятого подразделения даже не догадывался, какие задания придумывают его коллеги из других подразделений. И, несмотря на некоторый риск, как показала практика, никто не повторился.

Участвовать в квесте «Библиотечный лабиринт» (а именно такое название получило наше «детище») мы предложили двум группам первокурсников педагогического отделения Института филологии и журналистики СГУ. (Таким образом, прохождение квеста случилось целых два раза за один день.) 
Раскрою еще одну «страшную» тайну: для сотрудников библиотеки, среди всего прочего, важно было выяснить, насколько студенты адаптировались в пространстве вузовской библиотеки за первый год учебы в университете. Хотелось напомнить им, где располагаются наши подразделения, показать, чем занимаются их сотрудники, как могут помочь студентам в их учебной деятельности.

С предысторией вы теперь знакомы. Пора рассказать о ходе игры, состоявшейся 17 мая. Как вы догадываетесь, счастливчикам, участвующими в квесте, была поставлена задача: выполняя одно задание за другим, из найденных слов сложить уже приведенное выше крылатое выражение.

Перед началом студентов немножко познакомили с историей профессионального праздника библиотекарей. А далее они, переходя из одного учебного корпуса в другой, побывали на абонементах, в читальных залах и медиазале отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук ЗНБ, где получали краткую информацию о соответствующем подразделении отдела, о тех услугах, которые он предоставляет пользователям, и, главное, игровые задания, выполнение которых требовало умения работать с каталогами и книгами, картотеками и словарями, выставками и периодикой. Кроме того, можно было проявить сообразительность, эрудицию, способность работать в команде.

Сотрудники читального зала гуманитарных наук подготовили фрагменты из художественных фильмов «Джентльмены удачи», «Остров сокровищ» и мультипликационного «Хлопок». Студентам-филологам нужно было найти связь между показанными видеосюжетами. Общим для них стало слово «ЗОЛОТО». В комедии это был отрывок, повествующий про золотой шлем, в экранизации романа Р. Стивенсона герои искали золотые сокровища, а хлопок издавна называют «белым золотом». 

Пригодилась, кстати, и подсказка, которую играющие могли найти на выставке, подготовленной к 125-летнему юбилею К. Г. Паустовского. Из представленных книг название двух начиналось со слов «золотой» и «золотая» («Золотой линь» и «Золотая роза»). Но на этом задания не закончились! Участницам предстояло еще вспомнить и назвать художественные произведения, в названиях которых есть разгаданное слово, и их авторов. Вспомнили и «Золотой ключик» А. Толстого, и «Сказку о золотом петушке» А. С. Пушкина и «Золотого жука» Э. По. Некоторые студенты даже цитировали поэтические строки с заданным словом.
На абонементе литературы на иностранных языках будущим учителям словесности довелось поучаствовать в лингвистической игре – перевести с помощью словарей с трёх языков (английского, немецкого, итальянского) на русский пословицы и поговорки и найти в них объединяющее все высказывания слово. Им оказалось слово «КНИГА».

Ни разу за год, проведенный в университете, студенты-филологи  не имели возможности побывать в являющемся, кстати, объектом культурного наследия, здании Института искусств, где находится абонемент музыкально-педагогической литературы, и воспользоваться его фондом. Теперь она им предоставилась.
Мало того, «битва» за искомое слово здесь развернулась по-особенному, очень необычно. Участникам квеста предлагалось угадать каждую букву из загаданного слова «ЗЕМЛЯ», выполнив определенные творческие задания. 



Например, чтобы угадать букву «М», нужно было отыскать на абонементе репродукции картин художника Клода Моне, узнать и назвать его работы. 

Особенно понравилась участникам буква «Л»: под музыку им предстояло угадать и станцевать ламбаду. 




В медиазале участники квеста попробовали ответить на вопрос, касающийся библиографии, и дать ответы на несколько загадок о буквах. 


Сотрудники сектора информационно-библиографического обслуживания также подготовили для студентов игру в слова: нужно было из букв предложенного словосочетания за три минуты составить как можно больше других слов. В ходе успешного выполнения заданий участники получали подсказки, позволившие им в итоге назвать загаданное слово «ДОБЫВАТЬ/ДОБЫЧА».










Сотрудники читального зала и абонемента психолого-педагогических наук составили кроссворд, в котором по вертикали у участников должно было получиться слово «ЗНАНИЯ». В кроссворде помимо стандартных вопросов были задания, содержащие ребусы, поговорки, высказывания писателей. Все загаданные слова относились к учебному процессу, книгам и библиотеке. Дружно и сплоченно работая в команде, студенты выполнили задания и нашли искомое слово.





Когда, наконец, все слова оказались разгаданы, оставалось лишь сложить «пазл» и совместными усилиями догадаться, какое же крылатое выражение зашифровано. 
«Библиотечный лабиринт» был успешно пройден, а усилия участников вознаграждены небольшими заслуженными призами. Причем по ходу прохождении квеста и выполнения его заданий наиболее активные игроки получали призовые жетоны, и количество их по завершении было внимательно посчитано и учтено при подведении окончательных итогов.
Приятно было услышать от студентов, что квест им понравился. Девочки даже не торопились расходиться после его завершения и спрашивали, часто ли в библиотеке проводятся такие игры.

Было бы неправдой утверждать, что всё получилось идеально. Накладки случались (и не только зависящие от нас), но всё-таки, по счастью, они не испортили общего впечатления. Зато приобретен бесценный опыт проведения таких мероприятий. В будущем мы обязательно учтем обнаруженные недостатки и допущенные ошибки.

Благодарим всех участниц за искренний интерес, задор и азарт! Выражаем огромную признательность доценту кафедры русской филологии и медиаобразования Ларисе Владимировне Зиминой за помощь в организации мероприятия.

Благодарю моих коллег, готовивших и проводивших квест, за любезно предоставленные материалы, в том числе фотоматериалы*, ставшие основой для создания этого поста!


Любой праздник предполагает особое настроение, особые традиции, свою «изюминку». Общероссийский день библиотек – не исключение. Он прекрасен тем, что библиотекари воплощают свои самые лучшие и необычные идеи вовсе не для того, чтобы услышать очередные славословия в свой адрес, но чтобы Книга и Чтение были истинными героями этого дня. И, разумеется, всех остальных дней года тоже.

Дорогие, милые коллеги, от души поздравляю с профессиональным праздником! Желаю вам творческого вдохновения, замечательных идей и их успешного воплощения! Пусть ваши читатели растут и числом и умением… и желанием читать!

С уважением и любовью,
ваша Агния

*Фото Юлии Федориной

2 комментария :

  1. Великолепное начало профессионального праздника - организация для читателей "интересненького"! Молодежь сейчас очень любит квесты!
    С наступающим праздником, дорогая Агния! Желаю творческих успехов, интересных задумок и воплощений!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за поздравление! Как же я рада видеть Вас!!! И очень-очень буду рада видеть всегда. Не исчезайте так надолго, пожалуйста!
      Насчет мероприятий: да, стараемся чего-нибудь придумывать, удивлять своих студентов. А это очень и очень трудно, потому как жизнь у них сегодня насыщенная до невозможности, и каждый день в университете много всего происходит: конкурсы, фестивали, вечера, концерты и т.д, и т.п. Но сдаваться-то нам все-таки никак нельзя)

      Ирина, дорогая, примите и от меня поздравления с наступающим праздником! От всего сердца желаю всего самого доброго и прекрасного! Побольше радости и удачи Вам во всех делах!

      Удалить