пятница, 30 сентября 2016 г.

«В мир спокойствия, свободы…»

Всем нам хорошо известны такие выражения, как «на свете нет ничего случайного» и «что ни делается, всё к лучшему». Не знаю, выпадал ли вам случай убедиться в этом лично, но я прошедшим летом такое доказательство получила. И для этого мне пришлось: а) совершить путешествие, б) сначала немножко заблудиться, потом в) обнаружить красивую аллею, и, наконец, г) прогуляться по одному уютному и необычному дому, связанному с известным литературным именем. Впечатления получила очень приятные. Лето окончилось, а впечатления остались. О том и собираюсь рассказать. В виде фоторепортажа.

Итак, по порядку...

а) Путешествие

Мои отпускные планы-2016 строились-строились и наконец построились. Надо сказать, довольно неожиданно даже для меня самой. Опускаю всякие ненужные подробности и приглашаю перенестись в августовскую Башкирию. А если конкретнее, то в ее столицу Уфу. Причем тонкость ситуации моего в ней пребывания заключалась в том, что именно в этом городе (в отличие от некоторых других населенных пунктов Башкирии) мне выпало побыть всего несколько часов, в промежутке между приездом/отъездом. Потому к выработке прогулочной политики по этому незнакомому мне до той поры городу я отнеслась со всей серьезностью и заранее, еще дома, набросала себе примерный план, в который постаралась вместить максимум того, что можно увидеть, не слишком удаляясь от центра.

б и в) Как я заблудилась в трех соснах, или Спасительная аллея, или Что ни делается, всё к лучшему

Первое время всё шло очень хорошо. Я легко и непринужденно попадала туда, куда планировала, вскоре даже несколько подрасслабилась, ошибочно приняв себя за коренную уфимку. Но тут мой стройный замысел начал давать трещину. Дело в том, что желая попасть к подножию очередной достопримечательности, я обнаружила, что она почему-то никак не находится и моя ходьба всё больше становится похожей на сизифову. Между тем солнце неуклонно стремилось к зениту. Спросить дорогу, как нарочно, оказалось не у кого: всё вокруг дышало тишиной и зноем (как сказал бы какой-нибудь поэт, и я бы его в этом охотно поддержала, если бы у меня тогда были силы или хотя бы веер).

И вот, когда моя одинокая печальная фигурка готова была броситься в пучину отчаяния и печали, она (моя фигурка) вдруг уперлась в какую-то тумбу (как впоследствии оказалось, стелу), а утомленно шарящие в пространстве глаза сфокусировались и прочитали на табличке следующие слова: «Стела установлена в память о семье Аксаковых. Софьюшкина аллея – единственная в Уфе аллея классического типа. Аллея заложена полтора века назад Софьей Аксаковой, женой первого уфимского губернатора Григория Аксакова».
И всё это аж на трёх языках.
Тут же я, смутно начав кое-что подозревать (говорю же, что перегрелась!), стала довольно резво оглядываться. И сразу поняла: «что ни делается, всё к лучшему». По левую руку от меня весело зеленела та самая Софьюшкина аллея... 

...а по правую – старинное деревянное здание, в котором располагается дом-музей русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (01.10.1791 – 12.05.1859) – автора хорошо всем известной и любимой сказки «Аленький цветочек», а также романа «Детские годы Багрова-внука» и некоторых других произведений. 
(Упомянутый в тексте на стеле Григорий Аксаков, кроме того, что он был уфимским губернатором, являлся еще и сыном писателя. То есть, одним из сыновей, а всего у Сергея Тимофеевича и его жены Ольги Семеновны родилось десять детей (вернее четырнадцать, но четверо умерло в детстве), многие из которых тоже занимались литературой.)

Стало ясно, что заблудилась я крайне удачно, потому что попасть в уфимский дом-музей Аксакова тоже хотела, но не очень на это надеялась по причине ограниченности времени. И вдруг такая удача! «Вот что значит быть библиотекарем, – гордо подумала я, – даже заблудившись, интуитивно идешь на зов истинной литературы!»

г) В гости к Аксакову

Разумеется, я, не теряя ни минуты, отправилась «в гости» к Аксакову. 


На моё счастье очередная экскурсия только-только началась, и я присоединилась к группе. Об одном только жалею, что имени нашего гида не услышала и потом не спросила.
А экскурсия оказалась очень интересной! И необычной. По крайней мере, до сих пор в подобных мемориальных музеях мне не доводилось видеть ничего похожего. Что я имею в виду? Об этом чуть-чуть позже.

Итак, мы двинулись по комнатам дома, в котором Сергей Аксаков провел свои детские годы. Признаюсь, очень люблю такие дома: деревянные, с анфиладами больших и малых комнат, старинной мебелью, множеством милых, уютных вещиц, особым запахом и своей чарующей аурой.

В парадной прихожей...

...на стене мы рассмотрели герб рода Аксаковых и рисунок их родословного древа.


В столовой, где когда-то собиралась семья, увидели большущий буфет, а на стенах  портреты друзей его родителей, тогда еще молодых.

Там же в углу чопорно стояли старинные часы двухсот лет от роду.

Следующая комната оказалась большой гостиной, в которой проходили званые вечера с гостями, музыкой и танцами.

Здесь-то и проявилась в полном объеме та самая необычность, о которой я сказала чуть ранее. Никогда не видела раньше, чтобы музейные экспонаты задействовались в самом что ни на есть прикладном смысле.
Выглядело это так.
Экскурсовод, рассказывая о семье маленького Сережи Аксакова, о традициях и балах, проходивших в их доме, зашла за ограничительную линию, отделяющую простых смертных от экспозиции и, сев за фисгармонию (музыкальный инструмент, более всего напоминающий маленькое пианино и имеющий свои особенности звукоизвлечения), сыграла на нём маленькую музыкальную пьеску, модную в те времена. Так, видимо, когда-то играла матушка Аксакова – Мария Николаевна.

(Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что практически в каждой последующей комнате наш гид демонстрировала какие-то интересные вещи, беря их в руки и открывая неизвестные нам доселе секреты этих вещей.)

Затем мы перешли в малую гостиную, или «дамскую». В ней хозяйка дома встречалась со своими подругами, где они, как все нормальные женщины, общались, пили чай, рукодельничали. Здесь вечером собиралась семья или же принимали гостей, когда танцы не входили в развлекательную программу, однако времяпрепровождение от этого не становилось менее интересным: чтение вслух, беседы на различные темы, в том числе и о литературе, которые очень любил послушать Сережа.

Парадную анфиладу комнат завершает комната маменьки Марии Николаевны. Это было место, где она могла побыть наедине с собой. Тут нам тоже продемонстрировали нечто любопытное. К примеру, мебельный ящик, в котором предусмотрен тайник (он в руках у экскурсовода).


На рабочем столике маменьки лежит толстая книга. Это лечебник Бухана, ставший настоящей семейной реликвией Аксаковых. Дело в том, что однажды маленький Сережа очень сильно заболел, его жизнь буквально висела на волоске, и матушка лечила его, пользуясь этим лечебником. Мальчик постепенно выздоровел. Его спасение воспринимали словно чудо.

Кроме Сережи у его родителей Марии Николаевны и Тимофея Степановича были еще дети. Рядом с комнатой маменьки расположилась маленькая, «пеленочная» комнатка, предназначенная для младших детей Аксаковых. Например, здесь в свое время жила младшая сестра Надя, которую Сережа очень любил.



В комнате представлены игрушки: от кукол и игрушечной мебели до обычных деревянных чурочек, которыми тоже играли дети в те времена.

За первой детской следует… Правильно, вторая детская, или комната Сережи.

Большую ее часть занимает кроватка под легким пологом. Этот полог нужен был, в том числе и для того, чтобы болезненного ребенка не продуло из окна.
Нам показали, как «устроены» простынно-одеяльные слои.

В этой комнате хранятся и детские «богатства»: коллекция собранных Сережей камней, его книги.



Завершает анфиладу жилых комнат девичья или комната для слуг. Здесь и без всяких комментариев всё об этом говорит.



Скажу еще, что именно тут услышал будущий писатель от ключницы Пелагеи чудесную сказку об аленьком цветочке, через много лет сделавшую его имя знаменитым.

В следующем зале нас ждало маленькое чудо.


Игрушечный кукольный театр.

Можно себе представить, каким увлекательным было тогда это зрелище, если даже сейчас, в эпоху интернета и прочих высоких технологий становишься ребенком, когда смотришь на него.

По дороге из комнаты в комнату фотографировала некоторые экспонаты, мимо которых равнодушно не пройдет ни одно существо женского пола.
Свидетели эпохи: трогательный альбомчик, перчатки, щипцы для их растягивания, кружевной зонтик. Прелестные флакончики для духов.


Писатель С. Т. Аксаков был большим любителем природы, заядлым рыбаком и охотником. Он и прекрасные книги на эти темы создал.

Не смогла пройти мимо старинного шкафа, на котором расположилось…

…целое святое семейство. Не настоящее, конечно.


А вот еще одна очень колоритная комната. Чуточку таинственная, изобилующая множеством вещей. Хочется их долго и внимательно рассматривать.
Фотографии, картины, письменные приборы, посуда, мебель…


...карточки, живописно обосновавшиеся под термометром.


Оказывается, визитки.
Представьте, приходит к вам гость, а вас, как на грех, нет дома. Гость достает свою карточку-визитку и оставляет ее. Теперь вы должны будете «отдавать» ответный визит.

Следующий зал был красивым и светлым, но особенно запомнился тем, что в нём можно увидеть первые иллюстрации к сказке «Аленький цветочек», выполненные художником Николаем Алексеевичем Богатовым в 70-е годы XIX века.
Мне они понравились. Образы выглядят немного непривычно, но работы замечательные.
Вот одна из них – «Купец и чудище» (тушь, карандаш, белила).

Экскурсия подходила к завершению.
Мы поднялись на второй этаж.


Полюбовались на граммофон, который еще может работать, но его берегут и используют исключительно редко. (Вполне возможно, в дни большого юбилея писателя, который отмечается в нынешнем году, гостям Международного Аксаковского праздника посчастливится услышать его голос).

Да, кстати! Ведь подтверждение фразы «на свете нет ничего случайного» как раз заключалось в том, что попав в дом-музей писателя и совершая по нему экскурсию, я совершенно не помнила (стыдно признаться, но придется!), что в 2016 году отмечается юбилей Сергея Тимофеевича Аксакова. И лишь потом поняла, как удачно всё сложилось.

Последний штрих прогулки по гостеприимному дому-музею – выход на балкон.



Вокруг зеленели деревья. Рябины своими яркими плодами украшали окрестные виды.
Было тихо, ничего не напоминало о том, что на дворе – XXI век.

Ну, или почти ничего…

Сергей Аксаков в 1850 году написал такие стихотворные строки (хотя поэзия не была его коньком):
Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И – в свои младые годы.

Расставаясь с домом Аксакова и его замечательными хранителями (огромное им спасибо, особенно нашему экскурсоводу!) с лирическим настроем, я и отправилась восвояси.

Еще один взгляд назад…

Теперь добрые и теплые воспоминания останутся в моей душе навсегда. Надеюсь, что и для вас эта экскурсия была интересной!

И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния.

А напоследок список литературы о писателе.

Сергей Тимофеевич Аксаков
(1791-1859)
(Список литературы 2002-2016 гг.)

Бобырева, Н. М. Художественно-игровая деятельность : работа над музыкальной сказкой «Аленький цветочек» / Н. М. Бобырева, Н. В. Ушакова // Музыкальный руководитель. – 2012. – № 5. – С. 16-18 : фот.
О подготовке к спектаклю по сказке «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Выборнова, К. А. Ребенок-рассказчик в «Воспоминаниях» С. Т. Аксакова / К. А. Выборнова // Русская речь. – 2013. – № 5. – С. 8-14. – Библиогр.: с. 14.
Анализ семантико-стилистических приемов изображения детского взгляда на мир в «Воспоминаниях» Сергея Аксакова.

Гаврилова, Т. В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 20-23. – Библиогр.: с. 23.

Гиляров-Платонов, Н. П. Письма Н. П. Гилярова-Платонова к С. Т. Аксакову / Н. П. Гиляров-Платонов, С. Т. Аксаков // Русская литература. – 2010. – № 4. – С. 204-210.
Из переписки известных представителей славянофильства - Никиты Петровича Гилярова-Платонова и Сергея Тимофеевича Аксакова.

Гриценко, З. Детство Багрова-внука как модель взросления человека / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 . – С. 63-71.

XIX Аксаковский праздник / ред. журн. "Родина" // Родина. – 2009. – № 11. – С. 26 : ил.: 2 рис.
О проведении в Башкортостане торжеств, посвященных памяти Сергея Тимофеевича Аксакова.

Демиденко, Е. Л. Литературные сказки. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» (особенности художественного мира). Сказки П. П. Бажова. Сказка и сказ. Представление о стиле речи. : лекция 7. Изучение фольклора в среднем звене / Е. Л. Демиденко // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. – № 23. – С. 35-40. – Библиогр: с. 40.

Дмитриев, А. П. Н. П. Гиляров-Платонов и С. Т. Аксаков : (к истории знакомства и взаимоотношений) / А. П. Дмитриев // Русская литература. – 2010. – № 4. – С. 194-204.
История взаимоотношений двух известных представителей славянофильства – Никиты Петровича Гилярова-Платонова и Сергея Тимофеевича Аксакова.

Жуков, К. Честь его имени! : [к 220-летию Сергея Аксакова] / В. Чубуков // Литературная газета. – 2011. – № 38 (28 сент.-4 окт.). – С. 5.

Карданова, М. Детские книги Багрова-внука / М. Карданова // Семья и школа. – 2015. – № 1/2. – С. 68-77 : ил.
Литературный анализ второй части автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука».

Кошелев, В. А. Об особом значении С. Т. Аксакова для русской литературы / В. А. Кошелев // Русская литература. – 2013. – № 1. – С. 21-32.
Особенные черты писательского дара Сергея Тимофеевича Аксакова.

Кузнецов, В. «Утихнут мнимые бури...» : к 212-й годовщине со дня рождения великого русского писателя С. Т. Аксакова / В. Кузнецов // Москва. – 2003. – № 10. – С. 211-215.
Главнейшим героем книг Аксакова выступает природа. В ней самой, почти ещё не тронутой человеком, разворачивает писатель картины провинциальной дворянской жизни России второй половины 18 – начала 19 вв. О творчестве писателя и восстановлении родовой усадьбы Аксаковых в Знаменском близ города Бугуруслана.

Кулешов, А. С. Род Аксаковых в истории России / А. С. Кулешов // Вопросы истории. – 2010. – № 7. – С. 103-112. – Библиогр. в примеч. – Примеч.: с. 111-112.
Совокупность судеб Аксаковых, как и история многих других дворянских семей России, создает универсальный образ дворянского рода.

Левушкина, О. М. «Аленький цветочек» и «Тридевятое царство, тридесятое государство» в сказке С. Т. Аксакова : лингвокультурологический анализ образов-символов произведения и категории пространства : [материал к уроку] / О. М. Левушкина // Литература в школе. – 2009. – № 8. – С. 22-25.

Летарова-Гистер, М. А. Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» и устная сказочная традиция ХХ в. / М. А. Летарова-Гистер // Живая старина. – 2004. – № 4. – С. 7-10. – Библиогр. в примеч.

Никитина, Е. П. Книга о «вековой» семье / Е. П. Никитина // Русская литература. – 2007. – № 2. – С. 201-203. – Рец на кн.: Кошелев В. А. Сто лет семьи Аксаковых / В. А. Кошелев. – Бирск, 2005. – 380 с.
Книга В. А. Кошелева «Сто лет семьи Аксаковых» продолжает традицию представления семьи Сергея Тимофеевича Аксакова как уникального явления в русской жизни XIX века.

Николина, Н. А. «История ребенка для детей...» : («Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова) / Н. А. Николина // Русский язык в школе. – 2009. – № 2. – С.55-58. – Библиогр.: с. 58.
Речевые средства выражения точки зрения ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и особенности ее повествовательной структуры.

Огарева, С. Т. Историко-бытовой материал произведений С. Т. Аксакова / С. Т. Огарева // Начальная школа. – 2009. – № 4. – С. 46-47. – Библиогр.: 3 назв.

Огарева, М. С. Педагогический потенциал произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» / М. С. Огарева // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 20-24. – Библиогр.: с. 24 (5 назв.).

Саломатина, Л. Очерк зимнего дня : [урок русского языка в 4 классе] / Л. Саломатина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2003. – № 2. – С. 14-15.

Сангаджиева, Е. П. Действительные и страдательные причастия : на материале «Очерка зимнего дня» С. Т. Аксакова : [интегрированный урок в 7 классе] / Е. П. Сангаджиева // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент."». – 2006. – № 5. – С. 29-31.

Степанов, А. В. С. Т. Аксаков: дидактика языка и стиля / А. В. Степанов // Русский язык в школе. – 2011. – № 10. – С. 36-38. – Библиогр. в подстроч. примеч.
Полифоничность авторского языка в произведениях Сергея Тимофеевича Аксакова.

Темирова, А. Певец семьи и отечества / А. Темирова // Родина. – 2005. – № 12. – С. 115-116 : ил.
О торжествах в Уфе, посвященных 200-летию великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

Убогий, А. В Казань к Аксакову, или поиски рая / А. Убогий // Наш современник. – 2016. – № 2. – С. 224-235.
О путешествии в Казань, в город, в котором учился С. Т. Аксаков. Анализ творчества русского писателя.

Угрюмов, В. Е. Пейзаж в «Очерке зимнего дня» С. Т. Аксакова / В. Е. Угрюмов // Русская речь. – 2010. – № 3. – С. 7-9. – Библиогр.: с. 9.
Анализ произведения Сергея Аксакова «Очерк зимнего дня»: организация повествования, присутствие автора, выразительные средства изображения природы.

Чванов, М. «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение...» : [беседа с вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры М. Чвановым] / М. Чванов ; беседовал В. Морозов // Наш современник. – 2002. – № 9. – С. 145-153.
Беседа посвящена Аксаковскому фонду, созданному и возглавляемому М. Чвановым и роли династии Аксаковых в соединении двух великих духовных цивилизаций: Православия и Ислама.

Чуркин, А. А. Сюжет и герой в мемуарной прозе С. Т. Аксакова / А. А. Чуркин // Русская литература. – 2009. – № 3. – С. 109-115.
Мемуарная проза как важный составной элемент литературной и общественной жизни.

Чуркин, А. А. Тема и мотивы в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова / А. А. Чуркин // Русская литература. – 2009. – № 1. – С. 133-145.
Автор рассматривает лишь некоторую часть мотивов и архетипов, связанных с понятием «семья».

Шатохина, О. Передать любовь / О. Шатохина // Литературная газета. – 2010. – 6-12 окт. (№39). – С. 5.
О юбилейном празднике С. Т. Аксакова в г. Уфе

Шеваров, Д. Гнездо : перечитывая С. Т. Аксакова / Д. Шеваров // Новый мир. – 2008. – № 12. – С. 120-132.
О Сергее Тимофеевиче Аксакове и его книге «Детские годы Багрова-внука».

2 комментария :

  1. Здравствуйте, Агния! Как удачно Вы заблудились! Спасибо за экскурсию, спасибо, что поделились своими впечатлениями! И как библиотекарь, конечно, список. Профессионально!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Подумываю о продолжении эксперимента) Надо будет поехать в какой-нибудь город вообще без плана и идти наугад. Самой уже интересно, куда выйду)))
      Спасибо за комментарий поддержки!

      Удалить