воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Вы – подлинность, вы – обаянье, вы вдохновение само…

Сегодня поговорим об очередном имени и его представителях. На этот раз оно опять будет женским. Более того, это имя сейчас прочно занимает верхние строчки популярности. В любой детсадовской или студенческой группе, классе и трудовом коллективе, в котором есть молодые девушки или женщины, практически гарантирована встреча с Анастасией.
Красивое имя! В переводе с греческого оно означает «воскресение, воскресшая, возвращённая к жизни». Носили его, как ни странно, и особы высшего общества, и крестьянки. Энергетике и характеру присущи целеустремленность, интуиция, глубина чувств. Сейчас по традиции будем проверять на людях :)
Именины Анастасии отмечают в эти дни:
4 января, 23 марта, 5 апреля /новомуч./, 28 апреля,
10 мая /новомуч./, 28 мая, 1 июня, 9 июня,
4 июля, 17 июля /новомуч./, 10 августа /новомуч./,
11 ноября, 12 ноября, 17 декабря /новомуч./, 26 декабря
Пометка /новомуч./ означает даты памяти новомучеников, почитание которых установлено в 90-х гг. ХХ века и людям более старшего возраста они не подходят.
Напомню ещё, что отмечать именины нужно не в каждую указанную дату, а в ближайшую после вашего дня рождения.

Но это была присказка, а сказка впереди…

Первая из наших Анастасий действительно почти сказочный персонаж. Очень неординарная судьба ей выпала. 
Во-первых, жила в далёкие времена, в XVI веке. Во-вторых, была красавицей писаной, а характера кроткого и благочестивого. И преподобный Геннадий Любимский и Костромской, благословляя девочку, сказал как-то её матушке, вдовствующей боярыне Юлиании (Ульяне) Фёдоровне: «…быть твоей дочери царицею на Москве». Ну и, в-третьих, это пророчество сбылось, привела её жизнь не куда-нибудь, а прямиком в царские хоромы, где из великого множества возможных невест (сами понимаете, тоже весьма красивых девиц) выбрана царём в жёны.
И стала она с мужем жить-поживать, добра наживать, детишек рожать…
Только вот тут сказка заканчивается, а начинается самая суровая реальность, потому что полное имя нашей первой героини – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (? – 7.08.1560) – первая жена царя Ивана IV Васильевича, известного в истории как Грозный. А семья этого государя в силу разных причин просто никак не могла вести свои дни в полном покое и безопасности.
Анастасия Романова.
Памятник "1000-летие России".
Великий Новгород
Став царицей, Анастасия, надо отдать должное, не заболела «звёздной болезнью», а осталась такой же, как была. Характер её описывают разные источники. Отечественным летописцам вы можете не поверить («предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели»), ведь мало ли чего из почтения к царственной особе не напишут.
Обратимся к мнению иноземца, англичанина по имени Джером Горсей (Jerome Horsey). Он был торговым агентом, но ещё и дипломатом, и тайным агентом королевы Елизаветы Тюдор. Отзывался об Анастасии похожим образом: «Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». Правда, приезжал он в Россию уже после смерти Анастасии, да и персона Горсея у многих тоже вызывает некоторые вопросы. Уж больно связана его деятельность с политикой, а значит не мог он быть полностью непредвзят и честен.
Литовченко А.
Иван Грозный показывает свои сокровища
английскому послу Горсею








Тогда послушаем выдающегося русского историка Н. М. Карамзина, который в своей «Истории государства Российского» писал об Анастасии так: «Современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой царской невесты».
Давайте поверим ему! Пусть даже что-то было преувеличением, но очень хочется поверить! Тем более, что подтверждением добродетельности и влиятельности Анастасии является одно из первых словесных описаний её мужа, относящееся к 1557 г.
Изображение Ивана Грозного
в молодые годы.
Приведено в рукописи
«Казанский летописец»,
(Академия наук. Петербург)
 
Оставил его венецианский посол Марко Фоскарино: «Князь и великий император по имени Иван Васильевич имеет от роду двадцать семь лет, красив собою, умен и великодушен. За исключительные качества своей души, за любовь к своим подданным и великие дела, совершенные им со славою в короткое время, достоин он встать наряду со всеми другими государями нашего времени. Император руководствуется своими несложными законами, по которым он с величайшею справедливостью царствует и управляет всем государством. Император запросто разговаривает и обращается со всеми…, с царским величием он соединяет приветливость и человечность».

В одну из самых больших заслуг Анастасии, как мы видим, входило мудрое женское умение (не истериками и тарелкометанием, а добротой и любовью) превращать, мягко говоря, трудный характер мужа в нечто вполне пригодное для семейной и общественной жизни. Ну и мы можем только восхищаться ею и даже какие-то идеи на ус наматывать.
Родила царица шестерых детей, из которых три дочери умерли в раннем детстве (как нередко случалось в те времена даже в домах высочайших особ), а старший сын, также в младенчестве, нелепо и трагически погиб. Ещё одного сына, Ивана, по широко известной версии, убил в 1581 г. разгневанный отец.
Царь Фёдор Иоаннович
Только последнему – Фёдору, прозванному Блаженным, – выпало стать царём (в 1584 г.). Правда мать этого уже не дождалась.

Занималась Анастасия Романовна женскими делами (не в смысле, конечно, что посуду мыла или по рынкам бегала) и кропотливым радением о благополучии семьи, как любая замужняя представительница своего времени. Для души и по благочестию завела, например, очень даже неплохую мастерскую, в которую привлекла истинных рукодельниц-вышивальщиц. Часть работ сохранились до настоящего времени, и там есть на что полюбоваться.
Плащаница, вышитая Анастасией в 1543 году
Однако некоторые исследователи склонны считать, будто царица, обладающая, как мы уже прочитали в её словесных описаниях, «умом основательным» (что не являлось обязательной принадлежностью средневековой женщины) была более, чем просто тихой домохозяйкой. Не исключено, что какие-то факты активного участия Анастасии в государственной жизни всё-таки были. Не исключено также, что именно это стало причиной слишком раннего ухода из жизни первой жены Ивана IV. Умерла она приблизительно в 25-30 лет.  Говорю, «приблизительно», потому что год рождения царицы точно не известен. Нет и изображения её лица. Почему-то не запечатлели прекрасный облик нерасторопные живописцы и скульпторы, а сказано, что была она «ростом маленькая, а коса до полу, богатая». Не густо, конечно. С такими приметами в XVI веке на Руси женщину искать – только время терять. (Хотели было в наши дни восстановить её облик по черепу, но это оказалось невозможно «по техническим причинам»).
Преп. Никита, столпник Переяславский.
Мастерская царицы Анастасии Романовны.
1555-1560
Как свидетельствуют очевидцы, овдовевший Иван IV «стенал и рвался», идя за гробом жены. Царя, абсолютно убитого горем, поддерживали с двух сторон, потому что ноги буквально не слушались его. Вполне объяснимая реакция, так как позади остались 13 лет семейной жизни. (Хотя в скобках заметим, что некоторые летописи намекают на отнюдь не примерное поведение Ивана в супружеские годы). Но наверное царь в тот миг отчетливо почувствовал, что значила для него Анастасия; понимал, что именно он потерял вместе с ней и по-настоящему скорбел.  Да и многие в тот момент истово жалели молодую прекрасную женщину, ушедшую в мир иной столь несправедливо рано. Есть даже свидетельство (Н. М. Карамзин), что общее горе было настолько велико, что «когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали».
Погребение Анастасии
(миниатюра Лицевого летописного свода)


Не будем подробно говорить о том, как сильно изменила государя эта утрата. Вернее, не изменила, а лишь устранила главный фактор, до поры до времени сдерживающий его темперамент и наклонности. Больше ничто и никогда уже не могло усмирить крутой (в значении суровый и безжалостный) норов Ивана IV. Он казнил, женился, снова казнил и снова женился… Сильно упрощаю, конечно, но как не хватало потом для спокойствия России такой женщины рядом с Грозным!..
Почему умерла супруга Ивана Грозного, долгое время можно было только догадываться. Царь писал: «И отравами царицу Анастасию изведоша». Касалось это тех, кому сразу не понравился выбор царя, возвысивший не самый пышный дворянский род Захарьиных-Юрьевых. Касалось тех, кто соблюдал какие-то свои политические интересы и плёл преступные интриги. Называют, впрочем, и возможность участия самого государя в преступлении.
Великий князь Иоанн IV Васильевич.
Миниатюра из Царского титулярника.1672
Внешне же, в описании того же историка Карамзина, выглядело развитие событий так: 

«…В июле 1560 года [царица] занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что дворяне и бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась...»
Кадр из фильма "Иван Грозный"
(реж. С.Эйзенштейн. 1944-1945)
В ролях: Л. Целиковская, Н. Черкасов

Некоторые исследователи впоследствии называли причиной смерти и то, что организм царицы был слишком изношен частыми родами. Но всё же большинство считало, что без криминала тут не обошлось.
И вот, уже в наше время, в 2000 году, было проведено исследование, целью которого поставили подтверждение или же опровержение версии отравления Анастасии. Для экспертизы в основном использовали сохранившиеся волосы царицы. Та самая тёмно-русая «богатая коса до полу» сыграла ключевую роль в разгадке этого затянувшегося дела. Спектральный анализ показал многократное превышение в организме несчастной женщины всех мыслимых норм содержания солей ртути – одного из самых распространённых тогда ядов. Результат подтвердился и при изучении погребальной одежды и останков женщины.
Михаил Фёдорович Романов
Кто совершил убийство, скорее всего, останется вечной тайной истории.

Трагическая судьба! Но часто бывает, что какие-то события неожиданно влекут за собой последствия поистине исторического масштаба.
Здесь так и случилось.
Кто мог тогда предполагать, что через 53 года после смерти царицы, т. е. в 1613 году, на опустевший престол потомков московской ветви Рюриковичей только потому и получит право взойти 16-летний Михаил Фёдорович Романов, что являлся внучатым племянником «ростом маленькой» царицы Анастасии. 
Произошло это ровно 400 лет назад. И вся наша история вышла на новый виток своего развития…

Источники и дополнительные материалы:

Захарьина-Юрьева Анастасия Романовна // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Захарьина-Юрьева,_Анастасия_Романовна#.D0.94.D0.B5.D1.82.D0.B8



Итак, с первого раза сказка не очень сложилась. Но надежда ещё есть! Наша следующая героиня оказалась связана со сказками по роду своей деятельности.
Анастасия Платоновна Зуева (5.12.1896 – 23.03.1986)– великолепная русская актриса, ученица самого К. С. Станиславского. Для людей, родившихся в самом конце XX – начале XXI вв., звучит, наверное, слишком экзотично :)
Конечно, на этом месте можно зевнуть и перестать читать, но, уверяю вас, дорогие юные друзья, судьба Анастасии Зуевой достойна того, чтобы о ней узнать и, может быть, даже понять что-то важное.

Родилась будущая актриса в селе Спасское Тульской губернии в простой семье, состоящей из матери, отца да двух сестёр – Насти и Лизы. Отец – кузнец и гравёр по самоварам – умер от воспаления лёгких, когда девочки были ещё малы. Мать затем вышла замуж во второй раз, и не за кого-нибудь, а за жандармского полковника (этот факт после революции 1917 года Анастасия Платоновна старалась не афишировать). 
Девочек взяла на воспитание родная тётя, которая работала управительницей в богатом имении и, несмотря на крестьянское происхождение, многое сделала для племянниц, поскольку со временем семья перебралась в Москву. Настя и Лиза поступили в гимназию и в их круг общения входило множество представителей интеллигенции.
По окончании гимназии дальнейший жизненный путь Анастасия видела в служении театру. Тётушке совсем не понравились такие мечты, и она чуть было не запретила девушке даже думать о подобной карьере. Решающую положительную роль сыграл твёрдый характер племянницы, но ещё более важным фактором стало то, что в достаточно дорогую частную Школу драматического искусства, Анастасию приняли на бесплатное обучение за проявленный при поступлении талант. Именно это сломило сопротивление строгой тёти и подарило миру актрису от Бога.
В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский
В Школе преподавали звёзды (хотя такое слово раньше и не было в ходу) Художественного театра, студийцы за год получили прекрасное образование. Закончив обучение, Анастасия поступила во МХАТ, где с самой юности ярко блистала в ролях… старух. Сам Константин Сергеевич Станиславский сказал как-то, то ли в шутку, то ли всерьёз, что суждено ей «быть на сцене вечной старухой». И не ошибся.
Матрёна в «Воскресении» Л. Н. Толстого, помещица Коробочка в «Мёртвых душах» Н. В Гоголя, Квашня в «На дне» М. Горького, Мерчуткина в «Юбилее» А. П. Чехова и ещё множество работ в театре, а потом и в кино, от которых она сама получала истинное удовольствие, придумывая грим, раскрывая характер, судьбу своих героинь, и зрители тоже восхищались этими, как правило, не центральными, но столь запоминающимися ролями-шедеврами.
"Юбилей" (1944). В ролях: Мерчуткина - А. Зуева, Шипучин - В. Станицын
Ну, а что же личная судьба Анастасии Платоновны? Конечно назвать Зуеву классической красавицей нельзя, но в ней всегда присутствовало очарование женственности, которое притягивало к актрисе многочисленных поклонников и воздыхателей.
Её «старухи» не были помехой и тому, что она рано вышла замуж за почётного гражданина Москвы, начальника Северных железных дорог Российской империи Ивана Степановича Евсеева. Звучит солидно, но брак даже с таким высокопоставленным человеком не стал гарантией любви и счастья. Очень скоро муж начал предъявлять к ней множество претензий. Например, заставлял уйти из театра, но сам при этом вёл достаточно вольный образ жизни, а как-то даже позволил себе применить физическую силу по отношению к хрупкой супруге. Анастасия решительно оставила мужа. И всё было бы хорошо, если не считать жестокой мести, последовавшей за этим. Дело в том, что в семье уже родился ребёнок, и Евсеев оставил его у себя. До студенческих лет сын Костя был разлучён с матерью и потому истинная душевная близость у них потом не сложилась.
 Фильм "Мёртвые души" (1960)
В роли Коробочки 

 Между тем Зуева вышла замуж ещё раз за композитора Виктора Оранского, их жизнь шла благополучно ровно до тех пор, пока добросердечная Анастасия Платоновна, со всей широтой и щедростью своей натуры помогавшая людям, не взялась за подготовку к поступлению «в артистки» одной юной особы. Та, как выяснилось, не обладала высокими моральными устоями и вскоре покинула гостеприимный дом вместе с… Оранским. После второго развода своей ученицы К. С. Станиславский сказал Анастасии: «Вы не должны больше выходить замуж, ваше счастье только в театре». Зуева послушалась своего мудрого учителя, тем более, что он вновь оказался прав.
Телеспектакль "Чеховские страницы" (1977)
А что касается истории с В. Оранским, то через пять лет – во время Великой Отечественной войны – бывший муж, теперь уже сам брошенный, больной и полуголодный, да ещё и с рождённой в том браке дочерью, вновь появился в доме Зуевой. Она не оставила в беде некогда родного человека, и Оранский до самой своей смерти жил в её квартире. Анастасия Платоновна любила его и по-человечески простила, но их дальнейшие отношения были родственными, но не супружескими.
Кстати о годах войны. Зуева всегда была очень доброй и чуткой к другому человеку, но в тот период проявилась в этом качестве с особой глубиной. Её дом стал пристанищем многих людей, порой совершенно чужих, с которыми актриса знакомилась во время военной кочевой гастрольной жизни. Ведь эта маленькая женщина 11 раз была на фронте с театральными бригадами. Какие только события ей не пришлось пережить: бомбёжки, неустроенный быт, холод и голод! Но она всегда стремилась своим светлым искусством облегчить суровые будни наших солдат, в большинстве ещё таких молодых, не успевших как следует насладиться мирной жизнью, попавших в кровавую мясорубку войны.
Приведём воспоминание самой Анастасии Зуевой: «…Мы собрались на какой-то лужайке – километра за два от немцев, устроили помост, выступали, а мальчики страшно смеялись. Потом появился обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила снова выступить, чтобы эти мальчики ещё немного отдохнули. Сказала им, что и у меня два племянника воюют, и вот я с удовольствием воюю, но я воюю своим словом, а вы нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы думали, что даём нашим солдатам частичку радости…»
Упомяну об одной работе А. П. Зуевой в этот период. На экраны тогда выходили боевые киносборники, призванные поднимать дух народа, нацеливать его на борьбу с врагом. Каждый киносборник, как правило, включал короткометражные фильмы, в которых снимались самые лучшие и любимые актёры. Короткометражка «Пир в Жирмунке» из киносборника № 6 назвали одним из лучших кинопроизведений Великой Отечественной. В основе лежит подлинный случай. Старуха-крестьянка, оставшаяся в деревне, угощает немцев отравленной пищей, но для достоверности ей приходится есть вместе с ними… Сама актриса гордилась созданным образом бабки Прасковьи.
(Тем, кто интересуется, «Пир в Жирмунке», начинается на 24-ой минуте (23:17) киносборника № 6.)

Добавлю ещё, что Зуева одна из немногих, если не единственная актриса, награждённая за участие в Великой Отечественной войне орденом Ленина. Думаю, тут комментарии излишни.
Кадр из фильма "Первая перчатка" (1946)

После войны роли Анастасии Платоновны снова можно было увидеть и в театре, и в кино. Озвучивала мультфильмы («Высокая горка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.), работала на радио.




Наверное многим людям с детства она знакома по той самой роли сказительницы в четырёх фильмах режиссёра-сказочника Александра Роу («Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога»), с которой мы начали наш рассказ об актрисе. Эпизодический, судя по времени на экране, но такой волшебный незабываемый образ.


Появилось у актрисы на склоне жизни и большое личное счастье. В семье сына родилась дочь Леночка. Так сложилось, что с восьми лет девочка стала постоянно жить с бабушкой.
Елена Константиновна и сейчас охотно, с любовью и уважением вспоминает о своей великой бабушке, ставшей для неё самым близким и родным человеком: «Бабушка была необыкновенной доброты. Всегда откликалась на просьбы, помогала и деньгами, и хождением по инстанциям, спасала людей от лагерей, из тюрем, посылала им посылки. Всё это было не так просто. И никогда о своих добрых делах не рассказывала. Я узнавала об этом от других – тех, кому она помогала. Бабушка с большим интересом относилась к людям, ей всё про всех было интересно, а когда человек видит к себе неподдельный интерес – он раскрывается. Вот к бабушке и шли. Она любила веселье, радость, жизнь. Приводила студентов школы-студии МХАТ домой, кормила их обедом, старалась дать каких-то денег, как-то поддержать».
Подобный случай, который мог самым трагическим образом отразиться на судьбе Зуевой и её близких, описывает в одной из глав своей книги «Не могу забыть» Адиле Аббас-Оглы.
 Адиле Аббас-Оглы
1930-е гг.
Эта уроженка Абхазии и её семья были знакомы с Анастасией Платоновной через знакомую, у которой Зуева снимала комнату, приезжая на отдых к морю. В 1938 г. семья Адиле, тогда 18-летней девушки, подверглась репрессиям. Спасаясь, она отправилась в Москву, к Зуевой. Та, в отличие от многих, не побоялась принять у себя опасную гостью, в общем-то постороннего человека. Мало того, она предпринимала множество усилий, чтобы помочь ей. 
Как-то девушка пошла в магазин за продуктами. «Возвращаясь домой, заметила во дворе маленькую фигурку, прижавшуюся к стене. Подошла поближе и увидела девочку, которая плакала, утирая слезы рукавами грязного балахона. Она была вся в лохмотьях, и даже на ногах у нее были какие-то тряпки с завязками – чуни или что-то в этом роде. Сердце у меня сжалось при виде ее. Решение пришло само собой, я даже не задумалась, правильно ли поступаю».
Приведя девочку, которой на вид было 16-17 лет (как потом оказалось, «девочка» была гораздо старше, чем спасительница) в квартиру Зуевой, Диля немножко испугалась, потому что поступила самовольно, не спрося у хозяйки позволения, но и оставить в беде человека тоже не могла.
«Тем временем пришла Анастасия Платоновна, я выбежала ей навстречу.
– Ой, наверное, я большую ошибку сделала, только не ругайте меня.
– А что такое? Разбила что-нибудь? – улыбнулась Зуева.
– Нет, тут другое дело.
И я рассказала, что подобрала во дворе девочку.
– Ну, пойдём посмотрим, – сказала Анастасия Платоновна.
В комнате мы увидели съёжившуюся на стуле фигурку. Я заметила, что лицо Зуевой приняло жалостливое выражение. Это меня успокоило. Но всё же я спросила:
– Что же с ней теперь делать? Неужели опять отправить на улицу?
– Нет, что ты! Мы её не выгоним. Знаешь что, выкупай её хорошенько. Она, наверное, не знает, что такое ванна. Заверни в какой-нибудь мой халат, а я пока сбегаю в магазин и подберу для неё что-нибудь из одежды».
Так появилась Васёна, которая много лет прожила в доме Зуевой, помогая ей по хозяйству.
Немудрено, что Анастасию Платоновну очень любили и за творческий талант, и за талант человеческий.
Поэт Борис Пастернак посвятил ей стихотворение «Актриса».
Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно – на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.

Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.

Смягчается времён суровость,
Теряют новизну слова.
Талант – единственная новость,
Которая всегда нова.

Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.

Он опрокинул все расчеты
И молодеет с каждым днём,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нём.

Для вас в мечтах писал Островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.

Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено Замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.

Вы – подлинность, вы – обаянье,
Вы вдохновение само.
Об этом всем на расстояньи
Пусть скажет вам моё письмо.

Великолепные строки, отражающие суть великолепной Анастасии Зуевой – истинного таланта земли Русской!

Предлагаю вашему вниманию и небольшой фильм об актрисе (на RUTUBE), в который включены воспоминания её внучки, коллег, множество фото- и видеоматериалов.

В работе над постом использованы материалы: 

Капков, С. Бабушка в окошке : Анастасия Зуева / С. Капков // Королевы смеха : Жизнь, которой не было? / С. Капков. – Москва : Эксмо : Алгоритм, 2011. – С. 7-27.

Аббас-Оглы, А. Ш. Не могу забыть / А. Ш. Аббас-Оглы // Воспоминания о ГУЛАГе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=2410

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

3 комментария :

  1. Очень интересно, особенно про жену Ивана Грозного.

    ОтветитьУдалить
  2. Юля, спасибо за отклик! Всегда очень приятно узнать, что материал понравился. Заходите обязательно, буду стараться радовать и дальше чем-нибудь интересненьким :)

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить