пятница, 15 марта 2013 г.

Пойду в долины сна...


Друзья, мы доигрались! До того наплевательски стали относиться к собственному здоровью, что понадобилось изобретать специальные дни для напоминания нам о нашем же здоровом образе жизни. В частности таковым является и Всемирный день сна, который появился в 2008 году в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и здоровья. С тех пор он ежегодно отмечается в третью пятницу марта. Таким образом, в 2013 году дата выпадает на 15 марта. Каждый год этот праздник проходит под своим лозунгом. В нынешнем году он звучит так: «Хороший сон продлевает жизнь».
Нельзя не признать, что сон – это необходимейший физиологический процесс, неотъемлемая часть нашей жизни. Казалось бы, чего тут обсуждать, это и так все знают. Знать-то знаем, а вот не щадим себя. Просиживаем каждый день допоздна, занимаясь шут знает чем разнообразными делами.
Между тем учёные предупреждают, что сон даже поважнее приёма пищи, и его продолжительность должна составлять приблизительно 6-8 часов в сутки (хотя встречаются примеры и сугубо индивидуальных в этом смысле особенностей некоторых людей, спящих от 4 до 10 и более часов). Сокращение времени сна, как, кстати, и его безразмерное наращивание, чревато очень даже нехорошими последствиями. Никого не хочу пугать, но из песни слова не выкинешь... 


Исследования показали, что ставший привычным для современного человека «недосып» может стать причиной (слабонервные могут закрыть глаза, а остальным напишу): снижения реакции, раздражительности, депрессии, ухудшения памяти и работоспособности. Но и это ещё не всё! Катастрофически страдает чувство юмора, «зато» взамен приобретается куча болячек. Также, со временем, «полуночники» прокладывают прямую дорожку к будущим сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, гормональным и нервным нарушениям. А это, сами понимаете, не способствует долголетию и, главное, активному долголетию.
Ну, как вам перспективы?
Получается, что чем дальше в ночь вы, например, отодвигаете момент лицезрения на мониторе волшебных слов Game Over, тем быстрее он придёт в вашу реальность. И лишняя пара-тройка уничтоженных пришельцев с планеты Заплутон галактики Обалдетькакдалеко всё равно жестоко «отомстит» потом здоровью геймера…
Но не отчаивайтесь! Соблюдение нескольких простейших правил, поможет вам счастливо избежать приведённых выше последствий. А начать можно прямо с 15 марта ;).
Итак:
Т. Доронина
· Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время.
· Избегайте избыточного потребления алкоголя за 4 часа до сна. Ограничьте или прекратите курение.
· Избегайте кофеиносодержащих продуктов (чай, кофе, энергетические напитки, шоколад) за 6 часов до сна.
· Избегайте тяжелой, острой и сладкой пищи за 4 часа до сна. Перед сном возможен легкий ужин.
· Регулярно занимайтесь физическими упражнениями, но не непосредственно перед сном.
· Если у Вас есть привычка спать днем, то дневной сон не должен превышать 45 минут.
· Обеспечьте комфорт в спальне (матрас, подушка, постельное белье).
· Обеспечьте хорошую вентиляцию в спальне и поддерживайте комфортный температурный режим.
· Обеспечьте тишину и темноту в спальне.
· Используйте кровать только по назначению. Не превращайте её в офис, дискуссионный клуб или кинотеатр.
Рекомендации опубликованы на сайте Межрегиональной общественной организации «Ассоциация сомнологов».

Но разговор о важности сна в жизни человека будет не совсем полным, если не упомянуть о том, как эта тема отражалась в художественной литературе. Именно об этом попробую вкратце рассказать. Вкратце, потому что писать можно целые диссертации.

Начнём, как и положено, с детства. Мамы трепетно относятся к полноценному сну своих детей, потому что в противном случае ребёнок может получить множество проблем в развитии.
Все мы хорошо знаем, сколько колыбельных песен придумало человечество, убаюкивая своих неразумных чад. И пока дети маленькие – проблема решаемая, главное тут – предъявить достаточно убедительные образы и примеры…

Аполлон Майков

Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я к тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»


Валерий Брюсов
КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.

Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.

Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых...
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!


Маленький человечек подрастает, и всё несколько усложняется. Слово «спать» до поры до времени прочно переходит в число самых нелюбимых…

Сергей Михалков
НЕ СПАТЬ!

Я ненавижу слово «спать»!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
Можейко Е. Сон
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...

Но вот доносится опять
Настойчивый приказ:
«А ну, сейчас же марш в кровать!
Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь –
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше не заснуть!

Я раздеваюсь полчаса
И где-то, в полусне,
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.

Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов,
И папа маме говорит:
«Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»

Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!) –
Всю ночь совсем не спать!

Но детство всё дальше уходит от нас, превращаясь в прекрасное воспоминание.

Максимилиан Волошин

Спустилась ночь. Погасли краски.
Сияет мысль. В душе светло.
Дерий Т.
С какою силой ожило
Всё обаянье детской ласки,
Поблекший мир далеких дней,
Когда в зеленой мгле аллей
Блуждали сны, толпились сказки,
И время тихо, тихо шло,
Дни развивались и свивались,
И всё, чего мы ни касались,
Благоухало и цвело.
И тусклый мир, где нас держали,
И стены пасмурной тюрьмы
Одною силой жизни мы
Перед собою раздвигали.

Юность и молодость придают теме сна новые краски и эмоции. Чаще всего именно таким способом поэты выражают силу любовных переживаний своих героев, познающих все нюансы этого весеннего чувства.

Константин Бальмонт
ДОЛИНЫ СНА

Пойду в долины сна,
Там вкось растут цветы,
Там падает луна
С бездонной высоты.

Вкось падает она –
И все не упадет.
В глухих долинах сна
Густой дурман цветет.

И странная струна
Играет без смычков,
Мой ум – в долинах сна,
Средь волн без берегов.


Александр Блок

Мне снились веселые думы,
Мне снилось, что я не один...
Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.

Я думал о сбывшемся чуде...
А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры:

Смолили тяжелые челны...
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла...

Пьяна от веселого шума,
Душа небывалым полна..
Со мною – весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна...


Владимир Набоков

Мне так просто и радостно снилось:
ты стояла одна на крыльце
и рукой от зари заслонилась,
а заря у тебя на лице.

Emile Vernon
Упадали легко и росисто
луч на платье и тень на порог,
а в саду каждый листик лучистый
улыбался, как маленький бог.

Ты глядела, мое сновиденье,
в глубину голубую аллей,
и сквозное листвы отраженье
трепетало на шее твоей.

Я не знаю, что все это значит,
почему я проснулся в слезах...
Кто-то в сердце смеется и плачет,
и стоишь ты на солнце в дверях.

Иван Бунин

Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостью пьянит, –
Милый взор зовет меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.

Знаю я – опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне – обмани меня!

Иногда сон становится настоящим испытанием для любящего сердца, проверкой истинности чувства.

Николай Гумилев
СОН

Застонал я от сна дурного
И проснулся тяжко скорбя:
Снилось мне – ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Андрей Выстропов
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам тёмным,
Как по руслам высохших рек.

Вот, стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.

Сны в поэтических произведениях могут видеть не только люди, но это ничуть не смущает нас как читателей. Мы-то ведь понимаем, что хотел сказать автор…

Михаил Лермонтов

И. И. Шишкин
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Мы взрослеем, переживаем множество событий и неизбежно меняемся. Жаль только, если такие изменения приводят в край усталости, разочарования и горьких воспоминаний…

Мирра Лохвицкая
ПЕРЕД ЗАКАТОМ

Люблю я блеклые цветы
Фиалок поздних и сирени,
Полунамеки, полутени
Повитой дымкой красоты.
Душа тревожная больна
И тихим сумраком объята,
Спокойной прелестью заката,
Грядущим сном упоена.
Что озарит огнем надежд?
Повеет радостью бывалой?
Заставит дрогнуть взмах усталый
Моих полузакрытых вежд?
Ничто. Ничто. Желаний нет.
Безвольно замерли моленья,
Смотрю с улыбкой утомленья
На жизнь, на суету сует.
Сокрыт туманом горный путь.
Стихает грусть, немеют раны.
Блажен, блажен покой нирваны, –
Уснуть... исчезнуть... утонуть...
Ю. Кротов


Николай Огарев
НОЧЬЮ

Опять я видел вас во сне...
Давно объят сердечной ленью –
Я и не ждал, чтоб кроткой тенью,
Мелькнув, явились вы мне.
Зачем я вызвал образ милый?
Зачем с мучительною силой
Опять бужу в душе моей
Печаль и счастье прошлых дней?
Они теперь мне не отрада,
Они прошли, мне их не надо...
Но слышен, в памяти скользя,
Напев замолкший мне невольно;
Ему внимая, сердцу больно,
А позабыть его нельзя.


Пусть никогда не устаёт душа, пусть не покидают нас волшебство, мечта и романтика!

Мирра Лохвицкая
ЦАРИЦА СНОВ

Говорят, в царстве гномов есть чудо-дворец,
Karl Bang
Весь из золота слит и порфира;
Там рубиновый трон и алмазный венец
Ждут царицу подземного мира.

Есть на дне океана коралловый грот,
Где блестят жемчуга дорогие,
Там усердно служили б владычице вод
Шаловливые рыбки морские.

Но в подземные недра меня не манит
Обещанье заманчивой сказки,
Я люблю, когда солнце мне душу живит,
Когда ярко мне косы оно золотит,
Рассыпая горячие ласки.

И хрустальная глубь не прельщает мой взор,
Не сулит мне желанной свободы;
Мне милее лазурного неба шатер
И полей, и лугов необъятный простор,
Красота беспредельной природы.

Нет, царить я б хотела над миром теней,
Миром грез и чудес вдохновенья,
Чтобы сны покорялися воле моей,
Чтоб послушны мне были виденья!

Я послала бы детям веселые сны,
Чтоб смеялись они, засыпая;
И приснились бы птичкам проказы весны,
Lizzie Riches
Наслажденья цветущего мая.

А сама я, надев серебристый покров
Из тумана и лунного света,
Полетела б на землю царицею снов,
Чтоб припасть к изголовью поэта...

Он проснется... Он вспомнит о радужных снах,
Позабудет заботы земные –
И в каких вдохновенных могучих стихах
Перескажет виденья ночные!..

Пусть не изменяет и чувство юмора! В его сохранении, как мы выяснили, полноценный сон – лучшее средство :)

Алексей Плещеев
ПЕСНЯ

«Доброй ночи!» – ты сказала,
Подавая руку мне,
И желала много счастья,
Много радостей во сне.

«Пусть до самого рассвета
Ольга Кадушкина-Пилипенко
Снятся милые черты!» –
Улыбаяся лукаво,
Говорила другу ты!

И сбылись твои желанья,
И тебя увидел я!
Всё твои мне снились взоры,
Взоры, полные огня!

Снилось – в комнатке уютной
Мы сидим с тобой вдвоем;
На полу чертит узоры
Месяц палевым лучом.

Ты меня рукой лилейной
Привлекла на грудь свою,
Нежно в очи целовала
И шептала мне: «люблю!»

И еще так много снилось...
Что за дивный, сладкий сон!
Пожелай, чтобы со мною
Наяву случился он!..

Но иногда любому человеку случается пережить бессонную ночь. В такой момент размышления неизбежно наполняются философской глубиной. Мы думаем о смысле жизни, об окружающем мире…

Инь Фу (1909-1931)
НОЧЬЮ

Смотрят звезды
с неба в озерную гладь,
Ветер приносит
трав полевых ароматы.
Мир мой – пустыня!
Как же мне в нем не страдать?
Я – существую,
вечной тоскою объятый.
Дай мне, о небо,
ясный, сияющий день!
Новых страданий,
горестей новых не шли мне,
Душу больную
не потревожь, не задень,
Дай мне излиться
в искреннем, радостном гимне.
Падаю духом,
словно слезливый поэт.
Завоевать ли
слабому горы и реки?
Днем – сновиденья
колют иголками веки,
Ночью – печалюсь,
сна и покоя мне нет...
Жажда все видеть,
как ты сильна в человеке!
(Перевод Г. Ярославцева)


Александр Пушкин
СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...


Важным проявлением любви становится забота о сне и покое близкого человека.

Алексей Толстой

Усни, печальный друг, уже с грядущей тьмой
Вечерний алый свет сливается все боле;
Блеящие стада вернулися домой,
И улеглася пыль на опустелом поле.

Да снидет ангел сна, прекрасен и крылат,
И да перенесет тебя он в жизнь иную!
Издавна был он мне в печали друг и брат,
Усни, мое дитя, к нему я не ревную!

На раны сердца он забвение прольет,
Пытливую тоску от разума отымет
И с горестной души на ней лежащий гнет
До нового утра незримо приподымет.

Томимая весь день душевною борьбой,
От взоров и речей враждебных ты устала,
Усни, мое дитя, меж ними и тобой
Он благостной рукой опустит покрывало!


Афанасий Фет

Ричард Джонсон
Спи – еще зарею
Холодно и рано;
Звезды за горою
Блещут средь тумана;

Петухи недавно
В третий раз пропели.
С колокольни плавно
Звуки пролетели.

Дышат лип верхушки
Негою отрадной,
А углы подушки –
Влагою прохладной.


И как же прекрасно утреннее пробуждение! Мы отдохнули и готовы светло и радостно воспринимать наступающий день.

Самуил Маршак

Как хорошо проснуться утром дома,
Где все, казалось бы, вам издавна знакомо,
Но где так празднично в явь переходит сон, –
Как будто к станции подходит ваш вагон.

Вы просыпаетесь от счастья, словно в детстве.
Вам солнце летнее шлет миллион приветствий,
И стены светлые, и ярко-желтый пол,
И сад, пронизанный насквозь жужжаньем пчел.



Всем добрых снов и приятного пробуждения, дорогие друзья, полноценного отдыха и крепкого здоровья!

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния


Комментариев нет :

Отправить комментарий