вторник, 26 июля 2016 г.

«Мой способ шутить – это говорить правду»

В сердце свободной особы женского пола любого возраста не исчезает надежда на встречу с тем, кто в одночасье совершит обыкновенное чудо. Представьте: по мановению волшебной палочки/сигналу свыше/воле счастливого случая появится Он и ты совершенно преображаешься. Из ледяной/каменной/мраморной глыбы проступают наконец живые прекрасные черты, ты моментально становишься маркизой ангелов/принцессой/(да чего там скромничать) королевой. И тебе это очень идёт! (К слову, может быть, попробовать запустить процесс наоборот, с очеловечивания глыбы? Но это мы отвлеклись!)
Эрнест Норманд.
Пигмалион и Галатея.
1886

Сюжет про подобное превращение известен давным-давно. Еще древние греки подарили человечеству миф о скульпторе Пигмалионе и изваянной им из слоновой кости статуе девушки, которую он назвал Галатеей и в которую влюбился. К счастью, история закончилась хорошо: сжалившаяся над несчастным богиня Афродита оживила статую.
Как это часто бывает с мифами, имена их героев становятся нарицательными, и нам не нужно долго объяснять собеседнику, что мы имеем в виду, когда называем, например, кого-то Нарциссом или Гераклом, упоминаем сизифов труд или ящик Пандоры. Удобно, не правда ли? Потому эти прошедшие проверку временем образы любят использовать в своих произведениях авторы, в том числе литературных произведений.
Про одного из таких авторов сегодня и пойдет речь.

Судьба его сложилась крайне любопытно! Достаточно сказать, что прожил он без малого 100 лет, был Нобелевским лауреатом, гордостью своей страны. Его парадоксальный насмешливый ум породил на свет литературные произведения, до сих пор пользующиеся известностью, полные множества острых и хлёстких афоризмов. Да и в обычной жизни за словом в карман он не лез (с некоторыми из его высказываний можно будет познакомиться в посте).
А еще широкое распространение получила его переписка с одной популярной в свое время актрисой, позже превращенная в документальную пьесу (блистательный «сентиментальный роман в пяти актах»).

Дж. Б. Шоу.
1909
Выдающийся британский писатель, драматург Джордж Бернард Шоу (26.07.1856 – 2.11.1950) будет сегодня в центре нашего внимания. А еще та самая актриса. Звали ее очень красиво – Стелла Патрик Кэмпбелл (1865-1940). И сама она была красива (в ней смешались итальянская и британская кровь), очень умна и талантлива. Стелла не была женой Шоу. Эта роль досталась в пьесе судьбы другой женщине. Хотя, спорить незачем, он был увлечен обворожительной актрисой. Но главное, на что стоит обратить внимание в их отношениях, так это сорокалетняя переписка, которую эти двое оставили после себя. Их письма были настолько великолепны, что в один прекрасный момент американский актер и драматург Джером Килти создал из них пьесу «Милый лжец» (1957), не прибавив ни одного слова к уже написанным ими. В названии пьесы использовано прозвище, которым (со столь присущей им обоим иронией) наградила любимая актриса Бернарда Шоу.
Стелла Патрик Кэмпбелл.
1902
Пьесу с успехом ставили, в том числе на советской и российской сценах. Играть в ней довелось прекрасным актерским дуэтам. Одной из лучших постановок считается легендарный спектакль Московского художественного академического театра (МХАТ) им. М. Горького с участием великих отечественных актеров – Ангелины Степановой и Анатолия Кторова. Кстати, Дж. Килти назвал именно советскую актрису лучшей исполнительницей роли Стеллы.
(Для всех интересующихся рекомендую найти и посмотреть запись телеверсии спектакля (1976). 


Но обратимся к творчеству самого Бернарда Шоу. Недаром наш разговор начался с имени мифологического скульптора. Ведь среди произведений выдающегося британского драматурга есть пьеса «Пигмалион» (1912-1913), которая в комедийной форме, но проповедуя вполне серьезные мысли, обыгрывает известный миф.

Профессор-филолог Генри Хиггинс – крупный специалист по фонетике – зарабатывает деньги, обучая безупречному произношению тех, кто им не обладает, но хотел бы обладать. Зачем? Он сам отвечает на этот вопрос.
«Наш век – это век выскочек. Люди начинают в Кентиштауне, живя на восемьдесят фунтов в год, и кончают на Парк-лэйн с сотней тысяч годового дохода. Они хотели бы забыть про Кентиштаун, но он напоминает о себе, стоит им только раскрыть рот. И вот я обучаю их».

(Ах, как нам порой не хватает Хиггинса!)
Случайно на его пути оказывается юная цветочница, вульгарный выговор и манеры которой как раз весьма нуждаются в исправлении. В противном случае Элиза (именно так ее зовут) до скончания дней будет ходить по улицам, предлагая свои жалкие букетики праздной публике, а мечта о движении вверх по социальной лестнице – устройстве продавщицей в цветочный магазин – так и останется мечтой.
Профессор Хиггинс уверенно заявляет, что, возьмись он за дело, через несколько месяцев девушка на любом посольском приеме сойдет за герцогиню…

Начало истории многообещающее, не так ли? Не сомневайтесь, что героев пьесы ожидает множество забавных событий.
Лукавый автор между тем в эту яркую обертку заворачивает крамольную для викторианской эпохи мысль: а в чём, собственно, заключается принципиальная разница между высокородной герцогиней и простой цветочницей? Так ли уж трудно преодолеть все эти социальные преграды, если взяться как следует?

«Видите ли, разница между леди и цветочницей заключается не только в умении одеваться и правильно говорить – этому можно научить, и даже не в манере вести себя, а в том, как себя ведут с ними окружающие».

Пьесу многократно экранизировали, в том числе и в нашей стране.
По ее мотивам написан мюзикл «Моя прекрасная леди» (1956, композитор Фредерик Лоу). А еще на основе пьесы и мюзикла был снят музыкальный фильм «Моя прекрасная леди» (США, 1964, режиссер Джордж Кьюкор), который в 1965 году получил премию «Оскар» (а затем и несколько других премий). В главной роли блистала Одри Хепберн.
О. Хепберн в роли Элизы

Но вернемся к нашим героям.
Лишь через двадцать пять лет после знакомства со Стеллой Бернард Шоу создал пьесу «Пигмалион». Сами понимаете, что никто не молодеет за такой срок, однако автор упорно видел в роли Элизы только миссис Патрик Кэмпбелл. Представляете? Восемнадцатилетнюю цветочницу на сцене играла сорокасемилетняя Стелла. И играла замечательно! Эта роль оказалась для актрисы настоящей творческой победой.

Стелла Патрик Кэмпбелл
в роли Элизы
(1914)
К сожалению, судьба Стеллы Патрик Кэмпбелл сложилась не вполне счастливо. Ее личная жизнь всегда была далека от совершенства, а старость и вовсе стала настоящим испытанием: ее забыли, она была больна, одинока и бедна.
«Когда-то мне казалось, что великую битву за жизнь мы ведем в молодости; ничего подобного: когда мы стареем и наш труд никому не нужен, вот когда битва за жизнь кипит со всей силой… и кипит, и кипит… и кипит» (из письма Стеллы от 12 февраля 1929 г.).

Единственным, кто пришел ей на помощь, был верный друг – Джордж Бернард Шоу. Деньги от него Стелла принимать категорически отказывалась. Тогда он передал женщине все принадлежащие ему письма из их переписки. Разумеется, право публикации могло осуществиться только после смерти всех, кого они непосредственно затрагивали (включая супругу драматурга), но Шоу дал актрисе спасительную возможность продать эти материалы издателю, чтобы получить столь необходимые ей средства к существованию. А отвлекаясь от материальной стороны дела, заметим, что именно благодаря этим письмам мы до сих пор помним имя актрисы, которой довелось стать частью жизни великого британца.

12 любопытных фактов о Дж. Б. Шоу

- Когда Бернарду было 15 лет, его родители разошлись, разделив троих детей. Мать с двумя дочерьми уехала из Дублина в Лондон, а сын остался с пьющим отцом, практически без средств к существованию.

- В 20 лет юноша отправился в Лондон. За годы, проведенные в родном Дублине, он прошел путь от рассыльного до кассира в одной из земельных контор. Этой достаточно успешной карьере Бернард был обязан исключительно себе, своим личностным качествам.

- Начав заниматься литературой, Б. Шоу писал романы и рассылал их в издательства Англии, Австралии и Канады. Потом писатель вспоминал, что получил отказ от шестидесяти (!) издательств. Остается поражаться целеустремленности этого человека и его вере в свое предназначение.

- Шоу был известен не только как писатель, но и как отменный оратор. Его выступления всегда привлекали толпы слушателей. Предлагаемые за них деньги драматург никогда не брал.
Дж. Б. Шоу.
1894

- Неистовый ирландец развернул настоящую войну против… Шекспира, чем вызвал яростные нападки на свою персону. Однако Шоу делал это не от неуважения к «великому барду», а во имя развития английского театра викторианской эпохи, прятавшегося «за спиной» Шекспира от современной драматургии.

- Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» была, по признанию Шоу, написана им под влиянием драматургии русского писателя А. П. Чехова, которого он считал в числе лучших драматургов своего времени. В подзаголовке пьесы автор написал: «Фантазия в русском стиле на английские темы».

- Женился писатель лишь в 42 года. Его будущая жена Шарлотта происходила из весьма богатой семьи, что долго мешало не столь обеспеченному жениху просить ее руки. Дело исправил лишь щедрый гонорар, полученный за постановку в Америке пьесы «Ученик дьявола».

- Бернард Шоу вел переписку с русским писателем Львом Николаевичем Толстым.

- Джордж Бернард Шоу вошел в историю как единственный человек, удостоенный Нобелевской премии в области литературы (1925, с замечательной формулировкой «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), да еще и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион», в который автор внес некоторые дополнительные эпизоды).

 - Еще при жизни литератора, в 1921 году, композитор Франц Легар хотел написать оперетту на сюжет «Пигмалиона». Однако Шоу категорически воспротивился. Дело в том, что он уже имел неудачный подобный опыт с одним из своих произведений и больше не желал его повторять.

Дж. Б. Шоу и К. С. Станиславский
- К собственному 75-летию знаменитый британец сделал себе подарок: с 21 по 31 июля 1931 года путешествовал по СССР. Юбилей Шоу отмечали в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. А 29 июля драматург встретился с главой советского государства Иосифом Сталиным. Надо сказать, что политические взгляды Б. Шоу всегда были социалистическими, потому поездка запомнилась ему с самой хорошей стороны.

- В честь писателя назван «алфавит Шоу», который создали для обеспечения простой фонетической записи английского языка. Кстати, алфавит не только назван, но, главное, появился на свет благодаря великому ирландцу. Тот зафиксировал идею его создания в своем завещании. Через 10 лет после смерти воля Бернарда Шоу была выполнена.

Ну и, на сладкое!
Насмешник и мудрец дает нам уроки. Из огромного наследия приведем всего лишь
15 высказываний Дж. Б. Шоу

В жизни есть две трагедии. Одна – не добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Вторая – добиться.

Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним.

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье все время было у вас на носу.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Есть великие люди среди маленьких людей, и есть великие люди среди великих людей.

Когда мы перестаем делать – мы перестаем жить.

Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам.

Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.

Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить.

Опасность всегда существует для тех, кто ее боится.

Карикатура на Дж. Б. Шоу
Порок – это трата жизненных сил.

Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных.

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее.

Человек – как кирпич: обжигаясь, он твердеет.

Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения.

В какой уже раз стало очевидным, что нет разницы, сколько лет исполняется человеку. Пусть даже целых сто шестьдесят, как Джорджу Бернарду Шоу. Главное, его ум по-прежнему восхищает, мысли и образы до сих пор не устарели, а потому и сегодня вдохновляют, помогают, учат.

И спасибо всем, кто дочитал до конца.
С уважением,
ваша Агния

Комментариев нет :

Отправить комментарий