вторник, 30 июля 2013 г.

"...И если это дружбою зовется"


Международный день дружбы, отмечаемый 30 июля, – праздник совсем юный. Учрежден он 27 апреля 2011 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Таким образом внимание общественности привлекается к идее налаживания мирных отношений между народами, странами, культурами, а также между людьми.
Про народы и страны сегодня не будем рассуждать. Лето всё-таки. Поговорим о дружбе между людьми. С помощью поэзии, как повелось.

А что ж такое дружба?

По определению, данному в Википедии, дружбабескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Наверное лишь теме любви уступает тема дружбы по масштабу отражения в мировой литературе. И немудрено. Это ведь одна из самых важных сторон жизни любого человека. (Кстати, должна сказать, что в разделе «Цитаты» появился блок высказываний о дружбе. Так что, если интересно, милости прошу)))

Поэты поведали нам очень многое о друзьях и дружбе, отразив разнообразие и сложность этих отношений и связанных с ними переживаний... 

Начнём, пожалуй, с детского, а заодно и с первобытного.

Слово «друг»
Я. Аким
Когда еще никто
Не знал ни слова –
Ни «здравствуйте»,
Ни «солнце»,
Ни «корова», –
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же).

Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово ДРУГ,
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.

Ему спасибо
За друзей моих.
Как жил бы я,
Что делал бы без них?

Друзей –
Людей, которых я люблю, –
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: «Дурак!»,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).

А злое слово
Я приберегу –
Пускай оно
Достанется врагу!

Худ. Donald Zolan
Но детство (и человека, и человечества) заканчивается, а с ним уходят в прошлое некоторые знакомства, которые лишь «притворялись» дружбой.

Жили рядом и вместе учились…
К. Ваншенкин
Жили рядом и вместе учились,
И была наша дружба верна.
Но едва только мы разлучились,
Как сейчас же распалась она.

Не поможет любая уловка,
Если к прошлому нет ничего.
Даже видеться стало неловко,
Словно мы обманули кого.

Впрочем, все-таки нам не по силам,
Поздоровавшись, мимо пройти.
Тяготясь разговором унылым,
Мы стоим, повстречавшись в пути.

Может, мы очерствели? Едва ли.
Может, нас захлестнули дела?
Нет! Мы дружбой не то называли,
Видно, это не дружба была.

Не случилось ни ссоры, ни распри,
Никакой перемены прямой.
Чем мы были близки? Да вот разве…
По дороге нам было домой.


Бывает и так, что жизнь разводит повзрослевших детей, но след той дружбы остается в сердце навсегда.

Мужская дружба. Фото Н. Гилева

Первая дружба
Н. Огарев
Я помню отрока с кудрявой головой,
С большими серыми и грустными глазами...
Тропой росистою мы шли с горы крутой,
В тумане за рекой был город перед нами,
Худ. Kathy Hare Site

И дальний колокол кого-то звал к мольбе;
А мы, обнявшися, при утренней деннице,
Мы дружбы таинство поведали себе,
И чистая слеза блеснула на реснице.

Расстались мы детьми... Не знаю, жив ли он...
Но дружбы первый миг храню я и доныне
В воспоминании – как мой весенний сон,
Как песнь сердечную, подобную святыне.


Друг детства
В. Шефнер
Сегодня вспомнил я, что друга позабыл,
Который в детстве мне других дороже был.

Деревенские зарисовки.
Фото А. Василенко
Он был честней меня, смелее и умней,
Он в трудные часы был совестью моей.

Бывало – с ним вдвоём бродили по лугам.
Нас острая трава хлестала по ногам.

Вдвоём встречали мы весенних птиц прилёт,
Кипучие ручьи переходили вброд.

Но разлучились мы.
С годами я забыл
О добром двойнике, который другом был.

И он навек к лугам, к жужжанью мирных пчёл
Из памяти моей обиженно ушёл.

Когда-нибудь и мне придётся умирать,
Обступят все друзья больничную кровать,

И, вспомнив, что средь них нет друга одного,
Последней волею я призову его.

И сосны зашумят, и птицы запоют,
И стебли диких трав линолеум пробьют.

По камню и земле, по глади сонных вод
На горький мой призыв проститься друг придёт,

Из детства он придёт по травам полевым,
И взрослые друзья расступятся пред ним.




Конечно, здорово, когда до седин проносим мы в целости и сохранности отношения с друзьями детства. Но ведь это не всё! Друзья у нас появляются и в юности, и в молодости и даже в зрелости. Мы становимся мудрее, а понимание дружбы – глубже.


Каким мы видим образ настоящего друга? Как вообще выбираем себе друзей?

Дружба
И. Н. Жданов
Привязанность собачья – не по мне:
Не должен друг
Бежать на свист
и запах,
Покорно уши прижимать к спине,
Смешить гостей –
Ходить на задних лапах.

У дружбы не сгибается спина,
Не лгут улыбки,
Не лукавят взгляды.
Я видел,
Как целуются спьяна, –
Мне панибратства пьяного не надо.

Мне кажется,
Что если мы друзья
И если это дружбою зовётся,
Товарищ верный,
Скалясь и дразня,
Над слабостью моей не засмеётся.

Пойдёт со мной,
Пойдёт – к плечу плечо,
Отдаст мне воду
из последней фляги, –
Не расставаясь с правдой,
Как с мечом
Не расставались некогда варяги.

А если так случится,
Что тропа
Меня в горах закружит и обманет,
И пропоёт архангела труба,
И бездна безысходная поманит,

Не говоря ни слова,
Не кляня
И ни мгновенья не теряя даром,
Друг отшвырнёт от пропасти меня
Жестоким и спасительным
ударом.

Песня о друге
Г. Поженян
Если радость на всех одна,
На всех и беда одна.
В море встаёт за волной волна,
А за спиной – спина.

Здесь, у самой кромки бортов,
Друга прикроет друг.
Фото А. П. Матюнина
Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг.

Друга не надо просить ни о чём,
С ним не страшна беда.
Друг мой – третье моё плечо –
Будет со мной всегда.

А случится, что он влюблён,
А я на его пути,
Уйду с дороги – таков закон:
Третий должен уйти.

Анкета дружбы
К. Симонов
По-разному анкеты
На дружбу заполняют
И на себя за это
Потом пусть не пеняют.

Иной, всего превыше
Боясь толчка под ребра,
Такого друга ищет,
Чтоб был, как вата, добрый.

Другой друзей находит,
Чтоб зажигали спички,
Чтобы за ним в походе
Несли его вещички.

Чем в друге ошибиться,
Поверивши в улыбки,
Уж лучше ушибиться
Об друга по ошибке.
Чурлёнис М.
Дружба

Друг – не клавиатура,
Чтоб пробежать руками,
Углы его натуры
Обследуют боками.

Пусть как обрывы Ужбы
Характер тот отвесен,
Пускай до вашей дружбы
Был путь не так уж весел,

Пусть надо с ледорубом
Идти до той вершины,
Где называют другом
Друг друга два мужчины.

Где вы не шли друг с другом
По вымеренной бровке,
А где тащили грубо
Друг друга на веревке,

Где не спьяна казалось:
Ты, я, да мы с тобою!
А где вас смерть касалась
Одним крылом обоих!

Дороги к дружбе нету
Другой, чем восхожденье.
Я в дружбе – за анкету
С таким происхожденьем!
1955

Как еще проверяется настоящая дружба, рассказал в своем известнейшем стихотворении Владимир Высоцкий.

Песня о друге
В. Высоцкий
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни! –
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик, –
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял – хмельной, –
Значит, как на себя самого,
Положись на него!
1966

Бывают и другие моменты, не менее верно определяющие истинность отношений. Например, всем знакома пословица: «Друг познается в беде». 

Ю. Визбор
***
Когда горит звезда с названием «Беда»,
Когда бессильны все машины века,
Тогда в беде такой надежды никакой,
Тогда надежда лишь на человека.

Ты не брось меня в страшной беде,
Когда силы мои на исходе.
Человек состоит из людей,
Что однажды на помощь приходят.

От слабости не раз друзья спасали нас,
До настоящей дружбы нас возвысив.
Но иногда для нас рука друзей нужна,
Рука в прямом, не в переносном смысле.

И где б я ни бывал, повсюду узнавал
Содружество высоких параллелей.
Мне без него нельзя — спасибо вам, друзья,
За то, что вы друзья на самом деле.
1978


Однако есть противоположное, но вполне справедливое мнение, с которым трудно не согласиться, что порой…

Друг познаётся в удаче
А. Дементьев
Друг познаётся в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.

Друг познаётся в удаче.
Если удача твоя
Друга не радует, – значит,
Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть
Разум затмила его,
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.

Он не простит… Но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познаётся в удаче
Больше порой, чем в беде.

Стихи об одном друге
Н. Доризо
Говорят,
что друзья познаются в беде.
Что ж!
В беде
он как раз
настоящий товарищ:
Даст взаймы,
если ты оказался в нужде,
За ночь глаз не сомкнёт,
если ты захвораешь.
Если критик
стихи твои забраковал,
От души пожалеет
и вспомнит при этом,
Что когда-то неплохо
он сам рифмовал,
Но ему не везло,
потому и не стал он поэтом…
Если горя хлебнул
или сбился с пути,
Ты поймёшь,
что он может быть истинным другом…
Но попробуй к нему ты
счастливым,
влюблённым,
любимым прийти –
Загрустит,
поглядит с непонятным испугом,
Так,
как будто тебе твоё счастье
в вину,
Так,
как будто присвоил ты что-то чужое,
Так,
как будто увёл от него ты жену,
И ему теперь
нету покоя!..
Да, он может помочь,
если будешь в нужде,
За ночь глаз не сомкнёт,
если ты захвораешь…
Говорят,
что друзья познаются в беде,
По порою
лишь в счастье
ты друга познаешь!

Так или иначе, но горе тому, кто совершает свой путь без друзей.

О дружбе
А. Яшин
Печальна участь одинокого,
А нелюдимого – вдвойне
Во время странствия далекого,
В дни испытаний,
На войне.
 
Пусть радости необычайные
К тебе вдруг хлынут на порог –
Покажется еще печальнее,
Что ты друзей нажить не смог.

Все не под силу:
Дом не выстроить,
Хорошей песни не сложить,
В нужде и в горе дня не выстоять
Как без друзей на свете жить?
1944–1946


С годами человек приходит к еще одному важному осознанию…

Берегите друзей
Р. Гамзатов
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Встреча боевых друзей.
Фото М. Ганкина

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Живём мы недолго, – давайте любить…
С. Куняев
Живём мы недолго, – давайте любить
и радовать дружбой друг друга.
Нам незачем наши сердца холодить,
и так уж на улице вьюга!
Друзья.
Фото Н. Дементьева


Давайте друг другу долги возвращать,
щадить беззащитную странность,
давайте спокойно душою прощать
талантливость и бесталанность.

Ведь каждый когда-нибудь в небо глядел,
валялся в больничных палатах.
Что делать? Земля наш прекрасный удел –
и нет среди нас виноватых.







Таковы друзья и дружба в поэзии.


Некоторые книги, в которых говорится о дружбе

Детская дружба

Бойн Д. Мальчик в полосатой пижаме
Васильев Б. Завтра была война
Гайдар А. Тимур и его команда
Драгунский В. Денискины рассказы
Катаев В. Белеет парус одинокий
Крапивин В. Та сторона, где ветер
Линдгрен А. Приключения Эмиля из Леннеберги
Мошковский А. Пятеро в звездолете
Осеева В. Динка
Парр М. Вафельное сердце
Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна

Мужская дружба
Аксенов В. Коллеги
Джером К. Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки
Дюма А. Три мушкетера
Лондон Д. Сердца трёх
Ремарк Э. М. Три товарища
Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица
Соротокина Н. Гардемарины, вперед!


Женская дружба
Бедный Б. Девчата
Фэнни Ф. Жареные зеленые помидоры







  



Сайт, посвященный дружбе: http://o-druzhbe.ru/

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

2 комментария :

  1. Дочитали с удовольствием:-)
    Спасибо за свидание со "старыми добрыми знакомыми" и за встречу и открытие новых стихов о Дружбе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ура!)) Спасибо за добрые слова!
      И да здравствует дружба!

      Удалить