воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Про исторический фестиваль "Один день из жизни средневекового города" в Саратове

Случайно узнала от знакомых, что Саратовский областной музей краеведения проводит 8 сентября в рамках Дня города исторический фестиваль «Один день из жизни средневекового города».
Программа обещала много заманчивого. Например, возможность посмотреть исторические сцены («Базар», «Караул», «Приём посольства»); пострелять из лука и метнуть копьё; сфотографироваться с персонажами в костюмах той эпохи; покататься на лошади; купить сувениры.
Ну, что ж! В День города хочется чего-то необычного, познавательного, увлекательного! Так что я решила поехать и принять участие в этом мероприятии. Что я там увидела, расскажет мой фоторепортаж

Для всех заинтересованных лиц было организовано три рейса в разное время на бесплатных автобусах, и я решила поехать самым первым рейсом.
В назначенном месте я появилась чуть раньше времени отправления. Кто ж знает, может быть, большое количество любителей экзотических фоток истории мигом заполнит весь автобус, а мне не достанется даже самой маленькой заклёпки, на которой можно прицепиться.
Но волнения оказались излишни. Автобус пришёл вовремя, и желающих сначала было не очень много.

Но потом люди ещё подтянулись. Так что поехали мы уже вот так.

Путь лежал на окраину города, в поселок Увек, где в XIII-XIV вв н.э. располагался богатый золотоордынский город Укек. Там всё время ведутся раскопки, и археологи находят много интересного.

Честно признаться, я думала, что сяду в автобус, доеду до места назначения, а там уж, предоставленная сама себе, буду делать то, что мне вздумается (из обозначенного в программе, конечно). Но не тут-то было! В автобусе выяснилось, что собравшуюся группу будет сопровождать очаровательная девушка-волонтер. Всю дорогу она рассказывала разнообразные интересные истории из жизни средневекового Укека.

По крайней мере, догадываюсь, что интересные, потому что мне и всем, ехавшим на задней площадке нашего автобуса, удостовериться в этом и пополнить свой интеллектуальный багаж так и не удалось. Дело в том, что нашему гиду почему-то не дали микрофон, и она говорила, пытаясь перекричать гул мотора, но была слышна только тем, кто сидел впереди. Мои же товарищи по несчастью вскоре успокоились, расслабили усталый слух и заговорили о своём, о насущном…
Выехав в 10-00, в 10-30 мы прибыли на место назначения и увидели, что там уже собралось довольно много людей. Кто-то подобно нам на автобусах, а кто-то – на собственных машинах.
Наша группа, получив второй номер и розовые самоклеящиеся опознавательные кружочки на грудь, двинулась за гидом, несущим в руках табличку всё с тем же номером и кружочком.
Погода была чудесная! По мере движения перед нами открывался очень живописный вид на Волгу, а впереди замаячила верхушка белого шатра. К шатру мы и направлялись.
При ближайшем рассмотрении он оказался выставочным.
Рядом с ним расположилась эстрада, на которой выступали артисты. Тут же стояли прилавки, где продавали какую-то еду (про неё ничего сказать не могу, т.к. к ней в дальнейшем так и не удалось приблизиться).

Нашей целью, как оказалось, была не эстрада и даже не шатер, а историческая площадка, путь на которую преграждал грозный средневековый воин в доспехах и… натянутая поперек дороги верёвка.
После некоторой паузы нас пропустили.
Через несколько десятков метров мы увидели табличку...
...и воина, одиноко стоявшего на холме.
Первой исторической реконструкцией стала сцена приёма посольства у эмира.
Когда мы подошли, эмир уже задумчиво восседал на камне, а рядом с ним стояли его воины и две жены. Старшая из них та, у которой головной убор несколько напоминает жёлтенький сапожок.
Неподалеку горело два костра. Прибывшие посольские гости должны были пройти между ними. Если у них на сердце дурные намерения, то огонь незамедлительно сожжёт этих людей. Ну, по крайней мере, так считали в Укеке...
Послы никак не появлялись, и экскурсанты занимали себя тем, что бегали и отчаянно фотографировали открывавшиеся волжские просторы и вообще всё вокруг.
Наконец началось действо, в ходе которого мы увидели, как к эмиру пришли русское и европейское посольства и попросили помочь переправиться на другой берег Волги, к хану.
Но их ожидала большая проблема в лице одной из жён эмира. Дело в том, что ей тоже в этот день понадобились лодки, чтобы переправляться на другой берег. Эмир не мог отказать ни жене, ни посольствам, но поскольку лодок было ограниченное количество, а её он любил всё-таки больше, поступил по отношению к гостям по остаточному принципу. В лодках нашлось только три незанятых свитой его супруги места, за которые и вышли биться по одному представителю от посольства. Два воина устроили бой, и к всеобщей радости собравшихся победил русский ратник.
По окончании недолгой схватки мы пошли дальше...
...и попали на укекский рынок.
Здесь всё оказалось проще. Это действительно была продажа различных товаров, бытовавших в средневековье, но по разнообразным ценам в современных рублях. Народ весело перебирал товары, балагурил с продавцом, что-то покупал. Не удержалась и я…

Дальше дорога привела нас туда, где лежали и сохли свежеслепленные квадратные кирпичики с разными знаками-оттисками на них. В частности, на одном отчётливо виднелся собачий (или волчий?) след.
Тут же кипела работа по чеканке монеток из латуни и меди.
Заготовка укладывалась в специальную форму, любой желающий ударял по ней молотом, и на выходе должна была получиться денежка.
Желающие напирали...
...и сначала даже подойти и посмотреть на процесс казалось невозможным, а все «молотобойцы» просили толпу расступиться, дабы не причинить ей (толпе) физического вреда...
В завершение путешествия мы заглянули в выставочный шатёр и увидели там несколько витрин с историческими находками, сделанными на Увеке в разное время.
Кроме того, там продавали сувениры...
...и учили лепить горшки.
Время подходило к 12-00 и наша экскурсия была почти закончена. Постоять и послушать выступления артистов, пострелять из лука, сфотографироваться в доспехах уже не получалось…
Конечно, можно было махнуть рукой и остаться, чтобы потом самостоятельно добираться до дому. Но, не понаслышке зная транспортные проблемы, которые мы в своём городе постоянно ощущаем, я не решилась на этот подвиг. Идти вечером пешком километров 15 мне вовсе не улыбалось!
Потому, окинув прощальным взглядом шумевший средневековый Увек, я пошла к своему автобусу.
Надо сказать, что некоторые из тех, кто совершил со мной экскурсию, оказались смелее меня, потому что ОБРАТНО нас ехало гораздо меньше, чем ТУДА…
Итак, попробую подвести некоторые итоги.
Впечатлений осталось много. Конечно, не всё было так, как заявлялось в рекламе. Не видела я катаний на лошадях, исторической сцены «Караул». Вообще не хватило времени ни на стрельбу, ни на обучение лепке, ни на добывание огня. Тем, кто приехал на праздник на своей машине, в этом смысле открылось больше возможностей.
Идея понравилась, но, как всегда, её воплощение в реальность дало определенные сбои. Осталось традиционное ощущение, что забота о людях половинчатая и непродуманная, зато поиск вариантов деньгосдирательства для кого-то гораздо более интересное и важное занятие.
Я, побывав там в качестве гостя, надеюсь, что устроители, которые заявляют о дальнейшем развитии своего «детища», найдут приемлемый баланс между выгодой и заботой, сделают приятное исключение из наших обычных отечественных правил и немножко больше будут уважать людей, которым действительно было интересно испытать новые впечатления от соприкосновения с родной историей. В противном случае, подобные затеи больше не смогут привлечь нас, наученных горьким опытом разочарования.

Ну, и спасибо всем, кто дочитал до конца!